Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл в Томске совещание по совершенствованию инструментов инновационного развития в регионах

Вступительное изречение В.В.Путина:Добрый день, уважаемые коллеги!Мы с губернатором Томской области Крессом Виктором Мельхиоровичем в январе договаривались о том, что встретимся и поговорим о пр

Вступительное название В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы с губернатором Томской области Крессом Виктором Мельхиоровичем в январе договаривались о том, что встретимся и поговорим о проблемах инновационного развития с использованием особых инструментов поддержки этого процесса, и встретимся то есть здесь, на площадке Томской области, имея в виду то, что здесь уже в продвинутом состоянии находятся некоторый ожидание и проекты, и перспективы хорошие.

И собрались теперь то есть здесь, на площадке Томской особой экономической зоны. Она была создана, напомню, в 2005 году. Здесь уже зарегистрировано более 50 компаний-резидентов. величина заявленных инвестиций в проекты по электронике, биотехнологиям, информационным системам, нанотехнологиям – более 14 млрд рублей. По сути, в регионе формируется сильный инновационный кластер с широкими возможностями – от проведения научно-исследовательских работ до выпуска и продвижения на базар конкурентной продукции, высокотехнологичной конкурентной продукции. Это как раз та инфраструктура развития, о которой мы да гибель говорим.

Очевидно, что победа модернизации экономики, развития бизнеса, нацеленного на эффективное использование интеллекта и знаний, во многом определяют именно такие проекты в российских территориях. Более того, считаю, что регионы, муниципалитеты должны присутствовать ключевыми участниками процесса инновационного развития. Только зa счёт федерального центра, отдельных проектов и программ инновационный кривизна невозможен. Мы теперь только с Эльвирой Сахипзадовной (Э.С.Набиуллина) говорили о том, как в целом развивается сей процесс. И в общем-то эффективно, Но величина покамест вконец незначительный. Мы должны максимально поддержать инновационную активность на местах, в субъектах Федерации, предоставить в их приказ эффективные инструменты развития.

За последние не мало годов в этом направлении малость сделано, как я уже сказал. фраза соглашаться и об особых экономических зонах, и о программе сотворения технопарков, бизнес-инкубаторов, о формировании тенета федеральных и исследовательских университетов, которые нацелены на запросы рынка. Для нас все эти формы поддержки инновационного развития важны – почему?

Первое. Инструменты инновационного развития позволяют менять структуру региональной экономики, гарантировать рост, завязанный не на сырьё, а на часть товаров с высокой добавленной стоимостью, причём востребованных не только на нашем, внутреннем, Но и на внешних рынках. зa счёт этого укрепляется личный налоговый потенциал субъектов Российской Федерации, расширяются их возможности для решения социальных проблем. И зд
4000
есь дозволено привести успешные примеры Калужской области, Липецкой, Республики Татарстан.

Второе. дело особых экономических зон, технопарков, наукоградов должна прислуживать распространению новой главный культуры производства, эффективных моделей интеграции образования, науки, реального сектора экономики и бизнеса. за исключением того, накапливается увлекательный эксперимент частно-государственного партнёрства, привлечения потенциальных инвесторов, и эти наработки должны непременно использованы для улучшения делового климата не только в масштабах регионов, Но и в масштабах всей страны.

Третье. Мы получаем дополнительные инструменты для проведения активной политики на рынке труда. то есть такие зоны развития позволяют распахнуть для людей эффективные, причинность оплачиваемые новые рабочие места. Они формируют желание на высокую квалификацию, на кадры, на услуги центров переподготовки. И конечно, преимущественно гордо грамотно извлекать их в тех регионах и городах, где экономика слабо диверсифицирована и счастье людей иногда зависит от одного либо апогей двух предприятий.

Сейчас в России действуют 24 особые экономические зоны, 13 наукоградов. В 12 регионах развиваются технопарки в сфере высоких технологий. В общей сложности в инфраструктуру технико-внедренческих зон (в дороги, производственные помещения, лаборатории) империя уже вложило порядка 28,3 млрд рублей. В текущем году на развитие всех особых экономических зон, технопарков и наукоградов из федерального бюджета выделяется более 17,5 млрд. Добавлю, что, учитывая предпочтение федеральной программы по созданию технопарков в сфере высоких технологий, мы приняли приговор продлить их акт до 2014 года.

Наряду с государственными инвестициями в инфраструктуру мы предложили компаниям цельный коллекция налоговых и таможенных льгот. Например, резиденты особых экономических зон технико-внедренческого типа освобождены от уплаты налога на имущество, землю. Снижена ставка по налогу на прибыль. за исключением того, установлен долгий переходный промежуток по оплате страховых взносов в социальные фонды. Что адски важно, до 2017 возраст они будут раскошеливаться только 14%.

Пониженная ставка на барыш организаций – 13,5 %, действительно теперь установлена 15,5%, Но регионам дозволено понижать её до 13,5%. Напоминаю об этом. Общая ставка по экономике – 18%.

Ввозимые иностранные товары размещаются и используются в зонах бес уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. Для резидентов технопарков установлены льготы по налогу на капитал организаций и снижена ставка по налогу на прибыль.

Сегодня в технико-внедренческих особых экономических зонах и технопарках зарегистрировано и работает около 530 компаний-резидентов, в том числе зарубежных. всенародный величина заявленных инвестиций только по особым зонам составляет около 170 млрд рублей. Это по технико-внедренческим, а только – 300 млрд. Например, на базе технико-внедренческой зоны в Петербурге швейцарская общество «Новартис» (вот теперь только об этом рассказывали на выставке) планирует создать фармацевтический кластер, выделить на сей план более 15 млрд рублей. при этом исследования и испытания будут исполняться в профильных вузах и НИИ Санкт-Петербурга. и успешно работают технико-внедренческие зоны в Зеленограде и Дубне.

На поддержку высокотехнологичного малого и среднего бизнеса нацелены технопарк Новосибирского академгородка, «IT-парк» в Казани, Кузбасский технопарк в Кемерове, Западно-Сибирский инновационный суть в Тюмени.

Вместе с тем потреблять проблемы, которые сдерживают более эффективное развитие зон, технопарков, наукоградов.

На что считаю необходимым обратить особое внимание. Все базовые элементы инновационной инфраструктуры около нас созданы. Но работают они покамест мало системно и, потребно стойком сказать, на проектную мощность покамест не вышли. Правда, они около нас являются все молодыми, и международный, заморский попытка показывает, что признаться время для выхода на полную мощность надо больше, чем даже то, которые мы теперь уже использовали. Но нуждаться не упускать из памяти об этом и ворошиться в наращивании этих мощностей.

В целом вижу задачу нашего совещания в том, что бы обманывать инвентаризацию положения дел в этой сфере, посмотреть, какие барьеры сдерживают приток инвестиций, в каком направлении надо скорректировать законодательство, что бы создать дополнительные стимулы как для бизнеса, да и для регионов, которые стремятся активно гореть развитием инновационной инфраструктуры. нуждаться обшарить действенные модели и решения, изучать уже накопленный испытание и, конечно, надо определять те проблемы, о которых раньше не подумали, Кагда создавали такие инструменты поддержки, имею в виду раньше только развитие социальной инфраструктуры и приговор вопросов, связанных с жильём.

Интересные идеи по развитию технопарков прозвучали в ходе недавней региональной конференции «Единой России» в Брянске. Мы там с министром экономического развития подискутировали, если некоторые коллеги обратили внимание. Согласен, что целесообразно дать мочь субъектам учитывать в качестве своего вклада в развитие технопарков привлечённые имущество частных инвесторов. Давайте будем это делать, и, если специалисты считают это целесообразным, мы готовы будем скорректировать своё положение к этим вопросам. В целом полагается подумать, как заинтересовать бизнес инвестировать в инфраструктуру особых экономических зон и технопарков. Такие проекты могут таиться и интересны, и коммерчески выгодны.

Далее. должен и дальше разгружать и облегчать административные и таможенные процедуры, в том числе широко влагать электронные формы декларирования и отчётности. Может быть, увлекать специализированные управленческие компании. Во всяком случае, выстроить с ними разговор и нанимать их для работы по управлению.

Следующий вопрос. Считаю, что надо подумать над тем, что бы дать мочь малым предприятиям в упрощённом порядке доставать статус резидента особых экономических зон. Малым предприятиям иногда трудно подходить всем предъявляемым и заявляемым нами требованиям. А среди тем их покровительство в работе особых экономических зон было бы востребованным, пошло бы на пользу и самим этим предприятиям, и особым экономическим зонам. за вычетом того, следует снять остающиеся формальности, которые затрудняют выдачу разрешений на работу для квалифицированных специалистов, в том числе из стран СНГ.

Сегодня простой режим привлечения высококвалифицированных специалистов применяется к специалистам с годовым фондом оплаты труда не менее чем в двое млн рублей. Мы говорили, что дозволено было бы снизить сей порог до полумиллиона, до миллиона рублей.

Что касается поддержки наукоградов, то здесь надо активнее помещать конкурсные принципы, что бы стимулировать проекты, направленные на произведение востребованных технологий и интеллектуального продукта. начинать и вообще, надо подумать, как поддержать наукограды, потому что ныне это в основном моральная поддержка. нуждаться разработать систему мер этой поддержки. Может быть, незатратную для бюджета, но, тем не менее, эффективную для самих наукоградов.

И наконец, предлагаю проработать альтернатива о продлении режима особых экономических зон. ныне он ограничен двадцатью годами. вообще с тем мы прекрасно понимаем, что проекты здесь реализуются с бесконечно большим горизонтом, и следует дать мочь бизнесу распределять свои стратегии, свои расходы на более отдалённую перспективу.

Давайте начнём работать. ответ – Набиуллиной Эльвире Сахипзадовне. Пожалуйста.

Э.С.Набиуллина: почитать Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Мы теперь на выставке смотрели проекты четырёх технико-внедренческих зон. Но, как Вы уже сказали, это не беспримерный орудие поддержки инновационной активности в регионах. И в целом около нас сложилось уже определённое раздвоение сфер ответственности посреди Правительством и регионами по поддержке инноваций. На втором слайде это разъединение показано. Хотела бы обобщённо сказать, что с федерального уровня мы в основном поддерживаем инновационную активность регионов по двум направлениям.

Первое – это произведение собственно инновационной инфраструктуры, где проекты реализуются. Это особые экономические зоны и технопарки, бизнес-инкубаторы. А второе – это помощь проектов, намеченных инновационных проектов чрез созданные институты развития, такие как «Роснано», Российская венчурная компания, ВЭБ, сквозь софинансирование программ федеральных, научно-исследовательских университетов. Вот такие чета вектора поддержки около нас существуют. помощь инновационных проектов не привязана к регионам – она осуществляется, исходя из логики проектов. А Кагда мы поддерживаем инновационную инфраструктуру — это то есть помощь регионов, муниципалитетов и дробление с ними довольно больших финансовых затрат.

В последние годы мы усердный начали работать поддержкой этой инфраструктуры, в том числе в рамках софинансирования зон, технопарков. и в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса мы поддерживаем региональные инициативы кластерного развития, сотворения центров дизайна, прототипирования.

Если в целом судить возбуждение созданной инфраструктуры на экономическое развитие, на инновационность, нужно бы сказать, что покамест она не чрезвычайно значительная. Безусловно, вкушать вопросы и к эффективности работы отдельных зон, технопарков. Но суть – небольшое воздействие объясняется покамест малыми масштабами созданной инновационной инфраструктуры. необходимо сказать, что часто созданные на первом этапе объекты инфраструктуры оказывались в некоем вакууме, не было даже достаточного количества проектов для поддержки. Они возникали по мере сотворения этой инфраструктуры. теперь заведомо страшно величавый остановка – обязательно нужно проанализировать, что нам удалось создать, где около нас какие элементы работают, какие нуждаются в совершенствовании.

Если утверждать об особых экономических зонах… На третьем слайде показано 24 зоны. И стоит сказать, что во всём мире эти зоны развивались как очаги роста новой экономики, как механизм, кто позволял опережающим образом осваивать очень первый производственный, технологический и управленческий мировой опыт. Управленческий – это одинаковый вконец важно.

В качестве примера дозволительно привести те страны, которые в своей экономической политике делали большую ставку на развитие то есть зон. Китай, где теперь более 50% валового внутреннего продукта уже создаётся в зонах. Это ужасно большая доля. должен сказать, что первые пять особых экономических зон в Китае были созданы в 1980 году, то глотать прошло 30 лет, Кагда уже мера развития этих зон стал значительным для экономического развития. при этом в Китае большая порция инвестиций в инфраструктуру без сомнения приходилась на долю государства.

Сингапур. Здесь действуют около 20 промышленных производственно-внедренческих зон и 80% экспорта этой страны. А экономика этой страны экспортоориентированная, да же действие в рамках особых экономических зон.

Опыт таких стран показывает, что для тово что бы зоны в сущности системно заработали, нуждаться как минимум 10–15 лет. По сравнению с ними мы стартовали гораздо позже, Но тем не менее уже глотать определённая динамика по развитию зон. Я хотела наказывать по технико-внедренческим зонам на слайдах №5 и 6. На шестом даны показатели работы технико-внедренческих зон.

Объём деятельности неусыпно растёт. Это динамика по годам. немедленно в четырёх зонах работает 200 резидентов и занято около 2 тыс. человек. необыкновенно важно, что то есть 2 тыс. прислуга – это рабочие места для людей с высокой квалификацией, высоким уровнем образования, высокой производительностью. по-этому даже та динамика, которая есть… Несмотря на упадок (мы видим, что 2009 год был довольно тяжёлым и для поддержки инфраструктуры, и для начала инновационных проектов), – в целом динамика положительная.

Что было основным в идеологии развития зон, в том числе технико-внедренческих зон? Инвесторы – и российские, и иностранные, которые ориентировались на довольно обширный российский рынок, – В любое время причинность оценивали нашу образовательную базу и инженерную базу. Но были вопросы, связанные и с уровнем административных барьеров, и с уровнем издержек, и в целом с издержками для осуществления проектов по сравнению с другими странами. Для этого на старте проекта, паки в 2005 году, были предусмотрены меры, которые позволяли разрешать эти проблемы.

Во-первых, на низком уровне существует платеж зa аренду земли и предусмотрена мочь её выкупа резидентом практически по символической цене. при этом зa счёт государства осуществляется ручательство инженерной инфраструктуры, то глотать резиденты могут получить участки уже с подготовленной инфраструктурой. Предусмотрены налоговые, таможенные льготы. Для упрощения бюрократических процедур была проведена централизация разрешительных функций и предусмотрена технология «одного окна» при взаимодействии резидента с госорганами. следует сказать, что она начала действовать, Но теснить проблемы, которые требуют решения и нечего греха таить реальной дебюрократизации.

Также для снижения инвестиционных рисков страна гарантировало неухудшение работы резидентов на деревня промежуток действия особых экономических зон, и мы видим отдачу в виде уже конкретных проектов. На девятом слайде показаны примеры таких разработок инвесторов. Они ведутся в разнообразных сферах — высокотехнологичных нано-, био-, медицинских технологиях, энергосбережении.

Однако зачаток такой практической реализации проекта выявило избыток дополнительных проблем. Действительно, реализуя проекты, мы столкнулись с новыми проблемами. В выборе площадок изначально и расчёте затрат на работа особых экономических зон не учитывались все расходы на ручательство внешней инфраструктуры, и теперь некоторый зоны столкнулись с недостатком этой инфраструктуры. И здесь, на выше- взгляд, нуждаться некогда только в приоритетном порядке сквозь все ФЦП и федеральные адресные инвестиционные проекты финансировать ту инфраструктуру, которая нужна для зон, другим образом мы не получим системного эффекта и не создадим той инфраструктуры, которая нужна для зон.

Второе. Наверное, была недооценена занятие местных властей в реализации проекта. Централизация таких разрешительных функций в федеральном органе привела порой не к сокращению, а к увеличению издержек резидентов. Была создана многоступенчатая строй управления: не мало уровней власти, уровней региональной власти, наши акционерные общества – такая многоступенчатая структура, сложные избыточные таможенные процедуры (также на это жалуются некоторый резиденты). и отсутствует немедленно мочь для тех компаний, которые оказывают интеллектуальные и сервисные услуги, такие как снабжение исследовательских центров, например, сверхчистыми газами или же в части подготовки биоматериалов для фармацевтических проектов. Вот эти компании, которые являются обслуживающими, высокоинтеллектуальными, высокотехнологичными, они не имеют права приобретать статус резидента. И при реализации проекта зоны с этим столкнулись. 

Также была недооценена проблема, о которой Вы уже сказали, Владимир Владимирович. Это защита жильём и социальной инфраструктурой. Кагда появились проекты, начали прикармливать работников, а это молодой работники, около которых покамест нет больших накоплений. Конечно, дилемма обеспечения жильём, социальной инфраструктурой удивляться во главу угла. Мы посмотрели эксперимент других стран: эффективные зоны – это В любое время зоны комплексного развития с социальной и жилищной инфраструктурой.

У нас и была проблема, которую мы решили не да давно, – это невозможность, например, в технико-внедренческих зонах исполнять серийное действие продукции, здесь разработанной. То есть, если резиденты разработали здесь продукцию, им надо отыскивать площадки, нуждаться взыскивать инфраструктуру, для тово что бы помещать это действие на практике. Эту задачу решили недавно: внесены изменения в законодательство, которые позволяют такие проекты развивать.

Также была упрощена система управления зонами. дробь полномочий была передана на места, в регионы. И это на самом деле довольно важные шаги, которые были сделаны.

Что касается жилья и жилищного строительства, здесь покамест мы на практике не реализовали эти проекты. Но в законо
6a6a
дательстве уже потреблять мочь упрощённого использования прилегающих к зонам территорий для жилищного строительства в интересах резидента. Здесь немедленно стоит вопрос  разработки финансовых механизмов.

Также ведётся около нас конструктивная делание с Федеральной таможенной службой, для тово что бы упростить таможенные процедуры. На выше- взгляд, дозволено было бы упростить и требования к таможенной инфраструктуре, которые существуют в зонах, потому что покамест нет довольно большого числа резидентов. Такое существо дорогостоящей инфраструктуры не больно выгодно, и, на выше- взгляд, дозволительно было бы предусмотреть мочь на стадии старта проектов, что бы растаможивание продукции, заранее только оборудования, было в других пунктах пропуска. при этом это обстановка находится около нас под контролем: мы знаем, под какой план какой характер оборудования нуждаться вводить.

Если выражать в целом по зонам, то, на выше- взгляд, нечего греха таить потреблять некоторая развилка, потому что зоны могут остаться таким точечным механизмом, каким они немедленно являются. Но для тово что бы нет на тот степень развития, какой оказывал бы возбуждение и на темпы роста, и на структуру развития экономики, мы должны масштабировать эти проекты. На выше- взгляд, масштабирование этих проектов связано с двумя ключевыми направлениями.

Первое. Активно приваживать профессиональные управляющие компании к созданию управления зонами, потому что около нас теперь действует акционерные общества, которые методом проб и ошибок начинают работать, Но разом отвечают и зa строительство инфраструктуры, по сути дела, и зa привлечение резидентов, и зa господство зонами. Но, на выше- взгляд, теперь более было бы гордо то есть привлечение новых управляющих компаний, в том числе и с участием иностранных управляющих компаний. Такой эксперимент существует.

Второе направление, которое требует обсуждения. На выше- взгляд, мы должны масштабировать план чрез мочь сотворения козни региональных особых экономических зон. Тот же эксперимент был, например, в Китае. Эти региональные особые экономические зоны могут создаваться даже бес участия средств федерального бюджета. Но если зона создана по определённым нормам и стандартам, установленным на федеральном уровне, на неё вероятно было бы увеличивать и льготы, и преференции – и это дало бы возбуждение развитию таких зон. И, на выше- взгляд, это дюже важные моменты.

На 10–13-м слайдах я не буду подробно останавливаться. Отмечены те проблемные текущие вопросы, которые существуют. Я уже некоторые из них отметила. лакомиться и более детальные, касающиеся предоставления статуса резидентов сервисным компаниям, упрощение предоставления статуса резидента малым компаниям, привлечение профессиональных управляющих компаний, упрощение таможенных процедур по нескольким направлениям, в том числе электронное декларирование. Наверное, только хотела бы отдельно отметить бесспорно гарантия приоритетного сотворения объектов внешней инфраструктуры, таких как дороги, системы связи, электроснабжение, которое около нас в других отраслевых программах идёт, Но должно содержаться синхронизировано с этапами сотворения особых экономических зон.

Следующий орудие на слайде 14 – это технопарки. Я не буду подробно останавливаться, Игорь Олегович Щёголев на эту тему будит выступать. Только хотела бы не мало моментов отметить, важных для общей картины поддержки инноваций в регионах, потому что технопарки, как инструмент, дополняют технико-внедренческие зоны. Они занимают другую нишу в части поддержки инновационного бизнеса. Они более мобильны, может быть, менее масштабны, это одно или же не мало зданий с арендованными площадями, которое зачастую создаётся уже на существующей транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуре. Правда, около них нет вот такой возможности, пространства для сотворения высокотехнологичных производств, Но тем не менее это бесспорно колоссально важная ниша. И теперь существует, по оценкам, около 60 технопарков: порция из них создаётся в рамках специальной программы «Создание технопарков в сфере высоких технологий» – это едва больше 10; три технопарка – в рамках программы поддержки малого бизнеса, остальные создаются в регионах, собственно, по инициативе регионов. На выше- взгляд, здесь и нуждаться было бы масштабировать произведение вот таких региональных технопарков. И для этого нужны типовые схемы сотворения управления технопарками и нужны инструменты федеральной поддержки технопарков, созданные зa счёт регионов. В том числе, может быть, подумать о том, что бы на технопарки распространить порция льгот, предусмотренных для особых экономических зон дополнительно.

Теперь о наукоградах. На слайде №15 показано 13 наукоградов, которые немедленно существуют. Исторически то есть в наукоградах в советское время создавалась среда, которую теперь называют инновационной. Здесь и комфортные условия проживания создавались, и насыщенная культурная жизнь, мочь образования, соединение науки, высокотехнологичного производства. немедленно в наукоградах работает более 1 млн человек. По сути дела, это такая интеллектуальная элита, и около нас употреблять мочь и шансы пользоваться тот потенциал, что глотать в наукоградах для развития инновационной экономики. все то, как мы поддерживаем наукограды, -пока, на выше- взгляд, это незначительно. около нас 600 млн рублей тратится на 13 наукоградов, по-этому если посчитать, что приходится на 1 наукоград, то это очень небольшие суммы. И здесь кушать реальная альтернатива: либо сохранить такое для наукоградов почётное чин бес особой финансовой поддержки, или ужесточить критерии к отнесению к наукоградам и наполнить статус наукоградов реальной поддержкой, которая позволила бы и этим наукоградам воспитывать необходимую городскую инфраструктуру, которая тожественный требует затрат, и инновационную инфраструктуру, для тово что бы наукоград соответствующим образом развивался.

На выше- взгляд, источники финансирования для оказания вот такой инфраструктурной поддержки обязательно нужно точный прорабатывать. дозволено привязать и имущество наших институтов развития, таких как ВЭБ, Инвестфонд. На выше- взгляд, теснить значение обсудить в качестве дополнительного критерия поддержки таких городов создаваемый Фонд экономического стимулирования регионов. Учитывая бюджетные ограничения, нуждаться было бы реструктурировать те ресурсы, которые около нас есть, для тово что бы приоритетным образом поддержать эти наукограды.

Кроме наукоградов (это такой крупный инструмент), около нас снедать и другие инструменты поддержки инноваций в регионах. В регионах сейчас, например, создаются центры кластерного развития. В 10 регионах величина поддержки покамест не несказанно гигантский (227 млн рублей), Но это проекты, которые начали создаваться.

Кроме того, в рамках программ поддержки малого бизнеса с 2005 возраст реализовывалась программа региональных венчурных фондов. И эти региональные венчурные фонды были проинвестированы, Но необходимо сказать, что эффективность их работы невыносимо разная. И мы теперь миром с Российской венчурной компанией (РВК) начали работу, для тово что бы поменять правило работы региональных венчурных фондов, что бы они стали тем инструментом, что на уровне регионов поддерживает инновационные проекты.

Дополнительная помощь действий региональных властей может замечаться оказана в рамках наших институтов развития. В 2010 году наши институты развития, такие как «Роснано», РВК, ВЭБ, заключили соглашения о координации своей деятельности, и данное договор получило слово инновационного лифта (это слайд 18), которое позволяет в зависимости от стадии проекта водить намерение и не вмешиваться его финансирования, то глотать с самого начала, с появления идеи проекта, до выхода на рынки капитала. Такое соглашение, на выше- взгляд, позволяет эффективно доставать синергетический эффект. Мы это уже видим по зонам. Например, из проектов технико-внедренческих зон уже 22 проекта профинансировано «Роснано». и и другие фонды РВК начинают финансировать эти проекты, которые реализуются в зонах, по-этому здесь получается синергетический эффект.

Завершая, я бы хотела кроме раз обратить почтение на, как мне кажется, ужасно важную тему, которую стоит точный проработать. Это механизмы стимулирования инновационного развития регионов – и после Фонд экономического стимулирования регионов, и сквозь большую приоритезацию наших федерально-целевых программ на поддержку таких регионов.

Здесь потреблять вопросы около многих. как мы эти регионы будем лишать Что такое «инновационный регион»? Мне кажется, здесь не необходимо беспокоиться того, что, может быть, нет покамест таких формализованных критериев инновационности, ежели и и их дозволено разработать, Но около нас уже глотать начало снизу. Сами инновационные регионы создали Ассоциацию инновационных регионов, обсуждают положительный опыт, обмениваются опытом. Мне кажется, дозволено было бы базироваться на их деятельности, для тово что бы их поддержать. Спасибо!

В.В.Путин: благодарность большое, пожалуйста, Игорь Олегович Щёголев.

И.О.Щёголев: почитать Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. Мы понимаем технопарк до только как точку ускоренного перехода идей в технологии, а технологий – в бизнес-решения. По сути, это обязан непременно конструкция быстрой и комфортной коммерциализации самых передовых идей.

Система технопарков – это сама по себе инновационная бизнес-среда, в которой концентрируется ученый потенциал регионов. И здесь должно возникать эффективное взаимодействие науки, бизнеса и в идеале венчурного капитала. само собой разумеется же, сюда привлекается молодёжь из самого региона, из других регионов, за рубежа. само собой разумеется же, мы получаем кроме 1 орудие развития региона зa счёт сотворения дополнительных рабочих мест и увеличения налоговых поступлений.

Правительство утвердило программу в 2006 году. Первое финансирование началось в конце 2007 года. До 2010 возраст это были первый, другой этапы программы. Проведён выбор проектов – предпроектные и проектные работы для начала строительства, велась приготовление базовой инфраструктуры. Начались первое строительство и отработка механизмов их самостоятельного развития.

Объём средств, перечисленных в форме субсидий федерального бюджета субъектам, составил свыше 6 млрд рублей. И в 2011 году, опосля продления, начался третий этап. сейчас надо кончать строительство первых проектов, включать новых участников, увеличивать сеть, тиражировать классический эксперимент и исправлять связи среди технопарками. заключительный момент преимущественно важен для модернизации экономики в целом, потому что мы создаём не коллекция разрозненных инициатив, а, по сути, сетевую инфраструктуру, которая может привести к существенному синергетическому эффекту.

Следующий слайд, пожалуйста. В рамках программ уже построены технопарки в Тюмени, в Татарстане – пара («IT-парк» и технополис «Химград»), в Новосибирске и Кемеровской области. К лету замышляется завершить строительство технопарка в Мордовии. На новом этапе продолжается строительство уже начатых проектов в Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде, Новосибирской, Калужской и Кемеровской областях. Научно-технический потенциал, кто питаться в этих регионах, позволяет предполагать на то, что полноценный запуск этих технопарков существенно поднимет показатели эффективности нашей программы.

Наконец, при переходе на третий остановка Правительством были утверждены новые технопарки в Самарской области (это как раз при Тольятти, и одна из задач – помогать диверсификации экономике этого, по сути, моногорода), в Пензе, а да бес привлечения федерального финансирования была включена Тамбовская область. одинаковый 1 пример, Кагда самоуправно статус участия в федеральной программе даёт дополнительный возбуждение и для привлечения резидентов, и для привлечения дополнительного финансирования.

Кроме того, каталог субъектов, обладающих потенциалом для сотворения технопарка, очевидно же, не ограничивается теми регионами, которые безотлагательно включены в программу. И между областей, которые таким потенциалом обладают, дозволено отметить Красноярский, Приморский края, Белгородскую, Калининградскую, Московскую, Свердловскую и Челябинскую области.

Пожалуйста, дальнейший слайд. Это динамика развития. По итогам второго этапа показатели программы выросли по сравнению с 2009 годом: в 2010-м число резидентов выросло на 49%, в общем числе это составляет безотлагательно 407 компаний. величина произведённой продукции увеличился в три раза с 7 до 22 млрд рублей. И если мы посмотрим на правую колонку, то увидим, что заработок резидентов зa 2009–2010 годы приблизилась к 30 млрд – это при 6 млрд рублей федерального финансирования, то есть, по сути, на круг рубль федеральных денег мы получаем 5 рублей выручки. И мы планируем к завершению программы увеличить сей показатель вдвое и кончаться по сумме нарастающим итогом на 100 млрд рублей выручки к 2014 году.

Уже вкушать и внебюджетные инвестиции — имеются в виду инвестиции не из федерального и не из регионального бюджетов. Это порядка 3 млрд рублей. доза из них вошла в инфраструктуру, и 1 млрд 300 млн уже вложено в проекты. В соответствии с законодательством субъекты имеют привилегия устанавливать налоговые и неналоговые льготы. В большинстве субъектов–участников программы этим уже воспользовались, и такие преференции для компаний, работающих в технопарках, установили, чем, само собой разумеется же, существенно снизили нагрузку на резидентов.

Следующий слайд. ныне не мало слов о профиле работы технопарков. Главным образом они работают в тех сферах, которые определены как ключевые направления модернизации экономики – это энергоэффективность, энергосбережение, космические технологии, в том числе то, что связано с ГЛОНАСС, телекоммуникациями, наземной инфраструктурой, медицинские биотехнологии. Естественно, по праву страшно большую нишу занимают информационные технологии, поскольку здесь непроходимо небольшой порог вхождения для бизнеса. То снедать для того, что бы начать заниматься и копать первые успехи, надо против малость инвестировать. И около наших компаний уже глотать существенные успехи, в том числе,

которые признаются на международном уровне. И около нас уже лакомиться компании, которые широко известны зa пределами России. будущий слайд, пожалуйста.

Так, в частности, глотать не мало интересных стартапов около новосибирцев. Это программно-аппаратный комплекс автоматизации деятельности оперативно-технических подразделений, плазмохимические технологии. В Нижнем Новгороде это термоэлектрические охлаждающие модули, в Татарстане это программный работа по координации работы экстренных служб ГЛОНАСС-112, изделие для мониторинга деятельности бюджетных учреждений. В Мордовии реализуются проекты по созданию полупроводниковых приборов нового поколения на широкозонном наноматериале карбиде кремния, здесь же работают над развёртыванием собственного волоконно-оптического производства. В Тюменской области по понятным причинам работают над повышением эффективности переработки и добычи нефтепродуктов. В Кемеровской области работают над безопасностью горнодобывающих работ и биотехнологиями, которые связаны, в том числе, с этой безопасностью и преодолением последствий катастроф в шахтах.

Налаживается книга высокотехнологичной продукции, которая востребована в российском здравоохранении. В частности, в Новосибирске употреблять намерение производства линейки тест-систем, которые массово применяются в службе крови для оценки безопасности донорской крови. В Кемеровском технопарке работают над созданием биопротезов методом тканевой регенерации и экстренной диагностики.

Срок действия, как уже отмечалось, нашей программы продлён до 2014 года. Утверждён список субъектов. Здесь приведены цифры, которые замышляется вложить в новые технопарки и в развитие уже существующих. И на третьем этапе мы планируем инвестировать будто столько же, что было на первых двух, – около 6 млрд рублей.

Как я уже сказал, всемирный величина продукции и услуг предстоит увеличить до 100 млрд рублей с лишним, а число рабочих мест должно достигнуть 16 тысяч. немедленно технопарки находятся в начале пути к организованному производству инновационной продукции. Отрабатываются конструкция отбора проектов и компаний, привлечение венчурных инвестиций, консалтинга, маркетинговой поддержки. В свою очередь, министерство обобщает такой попытка и планирует организовать средоточие компетенции, что сможет обеспечить их дальнейшее развитие. Ведётся выработка общих требований к технопаркам, которые включают в себя обязательное наличие бизнес-инкубатора, многофункционального административного комплекса, лабораторных и производственных корпусов, центров прототипирования и неиспорченный цепь других элементов, которые где-то могут быть, где-то не могут быть, и об этом я скажу малость позже, Кагда буду выражать о создании своего рода общей экосистемы наших технопарков. Хотелось бы сказать, что, несомненно же, больно важно, что бы та среда, которую мы здесь создаём, не оставалась обособленной от других процессов, которые идут в государстве.

Мы видим, в частности, большие плюсы в возможности распространения на технопарки тово режима, какой безотлагательно принимается для инновационного центра Сколково. И линия проектов, которые развиваются на базе технопарков, совершенно могут уже ныне получить те преференции, которые в будущем предназначены для резидентов Сколково.

Мы, несомненно же, поддерживаем идею Минэкономразвития – внимательно учить мочь перенесения на резидентов технопарков тех льгот, которые существуют в технико-внедренческих зонах. В частности, привлекательным было бы снизить или же установить переходный промежуток для страховых взносов, потому что здесь одинаковый ужасно высокая часть человеческого капитала и фондов заработной платы. И такого рода льготы послужили бы привлечением новых резидентов, ежели и об этом, в частности, скажет Дмитрий Венедиктович (Д.Б.Верховод – главный начальник ОАО «Технопарк новосибирского Академгородка»). В некоторые технопарки уже безотлагательно выстроилась очередь, и там уже нет проблемы заполнить создаваемые места и создаваемые площади, то питаться это тот механизм, что уже теперь заработал.

Мы планируем да распространить эксперимент сотворения экспертных советов. Уже в целом ряде регионов лакомиться такие экспертные советы, которые обеспечат взаимодействие с региональными вузами и НИИ, в частности, с национальными исследовательскими центрами. сквозь такие проекты прошло уже свыше 117 наших стартапов. И мы видим определённую перспективу в связи среди технопарками или же в создании будущих технопарков, в привязке к наукоградам, потому что мы, таким образом, смогли бы, соответственно, извлекать тот потенциал, кто немедленно уже питаться в наукоградах, а для них создать такие точки быстрого роста. при том, что это, как мы видим по объёму капиталовложений, существенно меньше, чем с технико-внедренческими зонами, а действие дозволено начать брать довольно быстро.

Если выражать про взаимодействие с национально-исследовательскими университетами, то безотлагательно такие соглашения уже заключены с  исследовательскими университетами в Кемеровской области, Нижегородской, Новосибирской, Самарской, Санкт-Петербурге, в Татарстане и Мордовии.

Работаем мы над механизмом государственно-частного партнёрства. И в этом плане — мочь зачёта средств частных инвесторов в счёт региона. немедленно мы софинансируем это только на паритетных началах с регионом, и если мы сможем в долю региона включать частные инвестиции, то, как показывает выше- попытка и разговор со многими регионами, это существенно упростит и во многом ускорит приход новых технопарков.

В.В.Путин: Я не понял, не на все структуры распространены льготы, связанные с отчислениями в социальные фонды?

И.О.Щёголев: Пока нет.

Э.С.Набиуллина: На технико-внедренческие зоны распространены…

И.О.Щёголев: А на технопарки покамест нет.

Э.С.Набиуллина: Там только для IT-компаний.

И.О.Щёголев: Да, только если IT-компании.

В.В.Путин: Там объёмы-то небольшие.

И.О.Щёголев: Конечно. До 16 тыс. рабочих мест.

В.В.Путин: Антон Германович (обращаясь к А.Г.Силуанову – заместителю министра финансов Российской Федерации), как Министерство финансов будит касаться к этому предложению?

А.Г.Силуанов: Мы немедленно вместе рассматриваем дилемма о возможности понижения для малых предприятий ставки страхового взноса до 26%. сей задача будит точный еще раз в Правительстве обсуждаться.

Что касается распространения пониженной ставки 14% на технопарки, мы готовы его рассмотреть, Владимир Владимирович. Я думаю, что с точки зрения бюджета непринципиально абсолютно. просто должно посмотреть, какой действие будет. Думаю, что это весь реально.

В.В.Путин: Посчитайте между тем совместно с министерствами, ведомствами, некогда только с Министерством экономического развития, и свои совет сформулируйте, пожалуйста.

А.Г.Силуанов: Хорошо.

В.В.Путин: Спасибо.

* * *

Заключительное название В.В.Путина:

Я опять раз повторю то, о чём уже упоминал. В 2005 году был принят правило о свободных экономических зонах. В 2006 году мы говорили, и, по-моему, с 2007 начала уже трудиться наша индустрия «Роснано» как 1 из базовых элементов поддержки на этом направлении инновационного развития. И, конечно, кругом недопустимо не извлекать то, что было наработано вторично в советские времена, имею в виду инновационные площадки в виде сегодняшних наукоградов. И если (а это на самом деле да и есть) потенциал недоиспользуется, то это, конечно, то, на что мы должны обратить особое внимание.

Мы теперь собрались  для того, что бы обманывать инвентаризацию, посмотреть, как работают принятые решения, чего не хватает, на что нуждаться обратить особое внимание. И все ваши предложения, безусловно, будут обобщены. Мы их изложим в протоколе сегодняшней нашей встречи, сегодняшнего нашего совещания, и после они будут реализованы в конкретных поручениях по ведомствам Правительства, с тем что бы всё, о чём мы теперь говорили и на что обратили внимание, внушать в практическую жизнь.

Я уже говорил и о том, что времени прошло не да много, потому что это всё проекты довольно масштабные и двух-трёх-четырёх и даже пяти-шести годов время от времени мало для того, что бы оценить деревня эффект. Но что радикально бесспорно То, что решения 2005–2007 годов были абсолютно правильными. альтернатива только в том, что бы исправлять эти механизмы и наращивать усилия на этом направлении. благодарность большое.

.
Поиск
Реклама
Контакты:
Режим работы: понедельник - пятница с 10.00 до 19.00


Тел. 8-495-545-80-65

E-mail: info@seamarket.su

Адрес: 115162, г.Москва, ул.Люсиновская, д.70, Торговый Дом "Даниловский" (служебный вход, 3-й этаж, табличка "Виват Фишинг" возле двери)